КАЖДЫЙ ДЕНЬ НА ЗЕМЛЕ – КАК ПОДАРОК
Прозаик, журналист, политический обозреватель, но, прежде всего — поэт, легко играющий словами и рифма­ми, Валерий Митрохин по всякому случаю готов сочинить праздничный, лирический, веселый или грустный стишок, подобно жонглеру, который с удовольствием подбрасыва­ет и ловит любые подвернувшиеся под руку предметы. На Новый год у него в доме всегда появляется стенгазета, где каждый из гостей найдет про себя пару четверостиший и улыбнется. И на дни рождения Митрохин приходит не с бутылкой, а со стихотворением, которому сам обычно не придает большого значения. Порадовал именинника и за­был. А, побывав в гостях, обязательно зарифмует благо­дарность.
Как по нитке Ариадны,
Лабиринтом Ореанды
Мимо дома Минотавра,
Сквозь амбре айвы и лавра,
Где сошлись «КамАЗ» и «ЗИЛ»,
Топаем что было сил...
...В воскресенье этот дом
Принимал нас корифейно,
Пахнул чайно и кофейно,
С легкой примесью портвейна,
Настоящего притом.
Но это еще только намек на по­эзию: она может внезапно озарить печатную строку, начинаясь с того, что шутливые четверостишия вдруг перерастают в серьезные и строгие.
Ракушка —
Вечности подслушка.
К ней только ухом приложись,
Звучит континиум.
Ракушка —
Его проектор в эту жизнь.
О нет, былое — не могильник.
Оно уходит в небеса.
Ракушка —
Вечности мобильник —
Ее доносит голоса.
Поэтическую натуру Валерия Митрохина можно угадать не только по его двадцати книгам, изданным в то время, когда каж­дую рукопись строго обсуждали и рецензировали на худсовете. Она во всем — и в чутье к слову, ко­торое нисколько не притупилось вынужденной газетной работой, и в предельной искренности сужде­ний, почти всегда резких, часто безоглядно полярных, и в юношес­ком максимализме, и во внезап­ном, порывистом снисхождении к чужим слабостям. А еще — в не­практичности житейской при не­сомненном внешнем облике и даже имидже победителя.
Что делать, не научился угож­дать начальству, высиживать под дверями высоких кабинетов, тер­петь барское хамство чиновников от литературы. Не научился вос­принимать подлость как норму жизни, прощать ее, забывать о ней.
Он грубый мужик, выросший в керченском интернате, где учат от­вечать на обиду резким словом, а если надо — кулаком. Он и вспо­минает о родной деревне на Кер­ченском полуострове без носталь­гических украшательств, жестко­вато, правдиво:
Бат, Бату, Батый, батог...
Арабат, арба, дорога...
Отпечатки тысяч ног
Ворога времен Сварога.
Арабат — песчаный край
Меотийского болота,
Родина потомков Лота,
Не попавших в Божий рай.
Но он и лирик. Он посвятил лю­бимой триста шестьдесят пять стихотворений — каждый день хотя бы по нескольку строк! Смеет ли мечтать о таком подарке земная женщина?
Книги Валерия Митрохина из­давались и в Крыму, и в Киеве, и в Москве, и в дальнем зарубежье.
Живя в столице, он добился бы куда большей известности, да с детства любил свою малую роди­ну, свой Крым. А тут и перестрой­ка подоспела, «отделив литературу от государства». Все усложнилось и перепуталось. Плохие книги стали читать охотнее, потому что на них увеличился рыночный спрос. Что ж, Валерий Митрохин не отказы­вается писать на заказ. Детектив? Пожалуйста. Фантастика? Всегда готов. Мистика? Эротика? Воен­ная тема? Сколько угодно!
А издатели все равно не берут его произведения, потому что чув­ствуют подделку. Писатель прихо­дит в эти развлекательные, чуж­дые его натуре темы, как развед­чик в стан врага. Он время от вре­мени вставляет в незатейливые строки свои мысли, парадоксы, философские рассуждения — вот в чем, оказывается, была главная цель книги!
Поднаторевшие на бульварщи­не спецы (не говоря уже о читате­лях такого толка) мгновенно видят подыгрывание и только что вслух не произносят мотивировку отказа: «Ты чужой! Ты пытаешься убе­дить нас, Что пишешь на потребу денежным недоумкам с их женами-домохозяйками и даже специально придумываешь интересные сюжеты! Нет, дорогой, изволь дей­ствительно написать плохо, при­митивно, на языке наших полу­грамотных читателей, дабы лю­бой из них с удовольствием купил твою книжицу в размалеванном переплете с банальными история­ми, с плоскими шутками и ждал продолжения, чувствуя в тебе сво­его! «Я, мол, тоже смог бы так, если бы имел время...»
Вот и не печатается писатель старого закала, иначе как за свои недлинные рубли. Разве что из­редка, по случаю важной даты, на государственные деньги выходит серия книг, в которой среди прочих может появиться книга Митрохи­на. И видят крымчане, что в цве­тастом караване современной ли­тературы есть еще такое имя. Не­давно вышел сборник его контра­стных, насыщенных событиями рассказов и повестей «Афганка». Свежий горный воздух для тех, кому чужда и неинтересна одно­дневная «кабачковая» писанина.
Несколько лет он заведовал от­делением художественной литера­туры крымского издательства «Таврия». Учитывая бешеную в то время конкуренцию среди же­лавших издаться, престиж звания «писатель» и неплохие гонорары, можно понять, какая то была скан­дальная должность! Примерно как сейчас быть председателем комис­сии по земельным вопросам, с той лишь разницей, что взяток не предлагали. Зато полным ходом атаковали подхалимы и кляузни­ки, осыпали то лестью, то клеветой. И даже с теми, кто приносил при­личные рукописи, тяжко было ра­ботать, неизбежно попадая в кле­щи между государственной цензу­рой и неукротимым, обжигающим авторским честолюбием...
Много всего было, но вот — юбилей. Как и для всякого из нас, лет после тридцати это радость со­мнительная, праздник с привку­сом полыни. Только и утешения, что стихи, которые с годами все глубже;
На холмистом склоне тверди
Во дворце живу скалистом,
Упиваясь сладким Верди.
Отрезвляясь горьким Листом.
Как пчела, леплю из воска
Мир целебный, мир-прополис.
Сны то Борхеса, то Босха
Посещают этот полис.
Внемля божеским молитвам
Над священной чашей зля,
Нестареющий Уитмен
Учится у Рафаэля,
В детских пальчиках анданте,
Словно в черном хлебе тмин.
Микеланджело и Данте
Развели в ночи камин.
Здесь сплелись начала мира
От Христа до Кантемира.
Ну а где же остальное?
Это мы — потомки Ноя
E-mail: wwm-poezi@mail.ru
Сайт создан в системе uCoz